Филигрань
(скань) - один из древнейших видов художественной обработки металла.
Название филигрань происходит от двух латинских слов - "филюм" (нить) и
"гранум" (зерно). Слово "скань" древнеславянское и означает свить,
скрутить. И то и другое названия указывают на особенность этого вида
обработки металла.
Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде веревочки, шнурка, плетения, елочки, дорожки, глади и т. д.
В единое целое отдельные элементы филиграни
соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью,
представляющей собой металлические мелкие шарики, которые напаивают в
заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную
фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо
нарядный, изысканный вид.
Материалами для филигранных изделий
служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь,
мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни или с
элементами филиграни очень часто (в целях облагораживания их внешнего
вида) оксидируют и серебрят. Нередко филигрань сочетают с эмалью (в том
числе финифтью), гравировкой, чеканкой. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.
Филигранные изделия
производились в царских или монастырских мастерских. Мастера-сканщики
задумывали изделия и осуществляли все операции по их производству. В
XVII в. потребность в сканных вещах увеличивается. Появляется
разделение труда, ремесленники становятся самостоятельными, отдельные
мастера осуществляют изготовление проволоки, сканных элементов. В XVIII в. изготовлялись большие сканные
изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр.
Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные
вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX в. изделия из филиграни
уже выпускались фабриками в больших количествах. Они разнообразны и по
назначению и по ассортименту; дорогая посуда, церковная утварь,
принадлежности туалета. Технологические приемы достигают высокого
совершенства. Расцветает рельефная ажурная филигрань,
появляется просвечивающая (оконная) эмаль. Но постепенно исчезает
сочность, для многих вещей становится характерной манерность.
Источник
|