Техника горячей эмали, или эмалирование, это вид ювелирного искусства по золоту, серебру и меди и.
Ювелирное искусство горячей эмали по золоту, серебру и меди - очень древний вид декоративно-прикладного искусства. Сам термин "эмаль"
(или "эмалирование") распространился в России сравнительно недавно, в
конце XIX в. Он принесен в Россию из Западной Европы, точнее из
Франции, и быстро вытеснил старый термин греческого происхождения -
финифть (светлый, или блестящий, камень). Термин "финифть" лришел на
Русь в X-XII вв. из Византии. Первые наши летописцы писали "финифть"
или "финипт". В древнерусских "мастеровниках" (описях) XII в. эмалевые
изделия иногда называли мусия. Мусия - это собственно смальтовая
мозаика, несколько напоминавшая по внешнему виду древние византийские
финифти, привозимые в Россию.
Термин "мусия" сейчас совсем не употребляется, а финифть (горячая эмаль)
еще иногда встречается, если речь идет о старинных изделиях или же если
необходимо подчеркнуть связь современных изделий с древними. Например,
ростовское живописное эмалевое производство миниатюр еще в начале века
именовалось финифтяным производством, а мастера называли себя
финифтщиками, считая свое мастерство более высоким и сложным, и
обижались, если их называли эмальерами или сравнивали с живописцами по
фарфору. Сейчас этот термин современные художники и мастера-ювелиры уже
не употребляют.
Сложность и трудоемкость древнего искусства горячей эмали
во многом были обусловлены чисто техническими трудностями его
производства и прежде всего приготовлением самой эмалевой массы,
которое в Византии было доведено до совершенства, как в отношении
разнообразия и чистоты цветовой палитры, так и необыкновенного блеска,
яркости, крепости, прочности и долговечности.
Византийские горячие эмали
отличались очень сложным составом и исключительными художественными
достоинствами, о чем повествуют византийские летописцы. Очень
интересно, например, свидетельство о том, как еще во второй половине VI
в. при строительстве императором Юстинианом Софийского собора в
Константинополе приготовлялась финифть для его золотого алтарного престола. Византийских ювелирных изделий с горячей эмалью до X в. сохранилось очень мало и о технике их изготовления сказать что-либо с уверенностью не представляется возможным. Расцвет византийской горячей эмали
наступает в X-XI вв. Произведения с перегородчатой эмалью достигают к
этому времени своего совершенства как по технике исполнения, так и по
своим художественным достоинствам. Начиная с XII в. эмалевое мастерство
в Византии идет уже к упадку, а в ХIII в. принимает более грубый
ремесленный характер. Утрачиваются эмали лучших цветов, сочетание
красок становится резким. Технические качества эмалей, ее былая
прочность исчезают.
На Руси древнейшие изделия с применением финифти
относятся к III-V вв.н.э. В Приднепровье, а также в районах рек Оки и
Десны при раскопках были обнаружены образцы выемчатой эмали по меди.
Древнерусские перегородчатые эмали по золоту и серебру относятся ко
второй половине XI и XII вв.
Горячие эмали,
которые использовали в своих работах мастера Киевской Руси,
составлялись из местных материалов. При раскопках в Киеве близ
Десятинной церкви были найдены остатки трех ювелирных мастерских, в
которых обнаружили не только изделия с перегородчатой эмалью, но и
куски эмали, остатки ее в тиглях и горнах, где производилась ее плавка.
Русская эмаль отличалась по своему составу от византийской: была менее
прочной и стойкой против внешних неблагоприятных условий. Например, в
кладе, найденном в Старой Рязани, где были обнаружены изделия с
византийской и русской эмалью, последние сохранились хуже.
По
отрывочным сведениям из немногочисленных древнерусских рукописных
источников можно составить приблизительное представление об
особенностях технологии и составах эмалевой массы древнерусских
ювелиров и о тех трудностях и неудачах, которые их при этом
преследовали.
С расширением торговых связей с Западом и Востоком московские мастера в XVII в. уже работали на привозной горячей эмали,
которую получали в торговых рядах, а в XVIII в. на привозной (через
Архангельск) эмали работали уже и мастера русского Севера
(Сольвычегодск). Это, по-видимому, вызывалось тем, что приготовление
эмалевой массы в России в условиях древнего кустарного производства
было очень трудоемко и требовало больших затрат времени. Мастера лучшие
свои рецепты держали в тайне от конкурентов, и каждый мастер, который
занимался изготовлением эмалевой массы, вынужден был до всего доходить
путем опыта (иногда неудачного и, следовательно, убыточного), и только
немногие составы горячих эмалей получили общую известность.
Отказ
от собственного производства эмалевой массы и переход на покупную
обусловливался многими причинами. В отечественных исходных материалах
могли оказаться непредвиденные вредные примеси, которые невозможно было
обнаружить. Все делалось на глаз, отсутствовала необходимая аппаратура
(в том числе и измерительная). Печи и горны, в которых плавили эмаль,
отапливались дровами или древесным углем и получать высокую равномерную
температуру было довольно сложно, что приводило при перегреве к
выгоранию легкоплавких компонентов, а при недогреве требовался
повторный переплав. Кроме того, заграничные эмали в это время сильно
дешевели и успешно конкурировали с отечественными. Снижение цен на
заграничные эмали вызывалось, с одной стороны, удешевлением чистых
химических материалов, которые применялись иностранными фирмами, а с
другой - переходом производства эмали на крупные предприятия,
работавшие на научно-технической основе. Они вытесняли с рынков сбыта
изделия прежних мелких кустарных плавильных мастерских с их секретными
эмпирическими составами и примитивной техникой. Однако кустарное
изготовление эмалевой массы в небольших количествах и невысокого
качества не прекращалось и продолжалось кустарями-серебряниками для
собственного употребления в отдаленных районах России.
Начиная
со второй половины XIX в. производство эмалевой массы в России
приобретает более широкий и постоянный характер, появляются
специализированные крупные мастерские, выпускающие эмалевые изделия,
которые сами плавили эмали различных цветов не очень высокого качества.
В Петербурге главные техники стекольного завода братья Джустиниан и
Леопольд Бонафёде, а потом С. П. Петухов составляли и плавили в
заводской печи эмали различных колеров, не уступающие по качеству
иностранным, но выпуск эмалей был небольшим и основная масса эмалей
по-прежнему шла из-за границы. Лучшими горячими эмалями
считались парижские, венские и отчасти швейцарские. Число различных
цветов и оттенков эмалей достигало более 20 тыс. В конце XIX в. (со
второй половины девяностых годов) и в начале двадцатых годов XX в.
эмали изготовлялись в мастерских при Академии Художеств В. И.
Селезневым, а также в окрестностях Москвы кустарями-серебряниками.
После Великой Октябрьской революции большую роль в разработке технологии ювелирных горячих эмалей,
а также в их производстве сыграла деятельность государственного
исследовательского керамического института, который был организован по
решению Совнаркома в 1919 г. При институте был специальный
стекольно-эмалево-смальтовый отдел, в который для работы были
привлечены лучшие специалисты. Они разрабатывали вопросы
стекольно-эмальерного дела, а также изготовляли специальные сорта
некоторых ювелирных эмалей, которые из-за сложности производства и
специальных условий плавки не производились в СССР и до этого поступали
из-за границы.
Под руководством В. И. Селезнева (который был
привлечен для работы в отделе в качестве старшего специалиста) было
выпущено 50 т цветных эмалей с пониженной плавкостью и в то же время с
повышенной кислотоупорностью (способностью выдерживать "отбел"
эмальеров). В настоящее время цветные горячие эмали для ювелирных работ выпускаются Дулевским фарфоровым заводом.
Источник
|